Очаровательный Тбилиси

День один

Мы вышли из аэропорта минут за 30 до первого утреннего автобуса, поэтому было решено подождать и добраться до площади Свободы на общественном транспорте. И я ее вспомнила! Мы вышли из автобуса прямо со стороны сквера, в котором несколько лет назад мы с мамой отдыхали после прогулки по проспекту Шота Руставелли.

Если бы писала про прошлую поездку, я бы рассказала вам про море, город Батуми, пещеру, водопады, каньоны и ужин в Грузинской семье. Но не буду. В этот раз у меня было свидание с Тбилиси, на нем и остановлюсь.

Мин 5 пешком — и мы у гостиницы. Нам разрешили раннее заселение в более дорогой номер. Из минусов — было не понятно, чего хотел хозяин за такое радушие и гостеприимство.

Позавтракали в одном из кафе неподалеку. Удивила надпись в меню о том, что НДС не включен в стоимость (это необычная практика для Грузии). Кафе было приятным и, как и хотела, снова поела хинкали.

Позже мы встретились с другом, живущим в Тбилиси. Приземлились в уютном кафе, получили много полезных рекомендаций и попробовали абхазури. Это блюдо грузинской кухни, состоящее из рубленого говяжьего и свиного мяса с салом — похоже на колбаски.

Дальше прогулялись по современным достопримечательностям: мосту Мира и парку Рике; прокатились на фуникулере над рекой Курой. Кстати, проезд на фуникулере стоит столько же, сколько и на общественном транспорте.

После этого попытались войти в крепость Нарикала и Ботанический сад. Но входы с нашей стороны оказались закрыты. Поэтому отправились к монументу Мать Грузии (также он называется Картвлис Деда, Деда переводится как мать).

Полюбовались оттуда на город, кое-кто подремал. Спустились обратно, проводили друга и потопали в магазин за едой. В супермаркете закупились рекомендованными нам лепешками с картошкой (вроде, называется хачапури с картошкой) и лепешками с фасолью (лобиани). Также обнаружили замороженные хинкали и решили попробовать. Все оказалось очень вкусным, даже мясо в хинкали.

День два

Непонятная ситуация с оплатой гостиницы разрешилась. Оказывается, по неведомой хозяину причине произошел овербукинг и наш номер освобождался на следующий день после нашего планируемого заезда. Дополнительных же денег от нас хозяин не хотел. Его устроило, что я уже оплатила через букинг сервис.

По плану — рынок (Dezerter Bazaar). Надо проверить, насколько сладкие там продают ягоды, а также прикупить чурчхелы. Дело в том, что после кислых фруктов и ягод в Сербии, я стала сомневаться, что когда-то они были сладкими. Но зря! В Грузии ягоды тоже оказались мне по вкусу.

Недалеко от рынка начинается одна из красивейших улиц Грузии — проспект Давида Агхмашенебели (Davit Aghmashenebeli Ave). Мы отправились вдоль нее к нашей гостинице, пытаясь прятаться в тени. Я назвала это место улицей Петербургской (наверное, потому что определенный вид красивой архитектуры ассоциируется у меня с Петербургом).

А ближе к вечеру — попытка номер 2 попасть в Ботанический сад. В этот раз отправились к главному входу — и все удалось! Ботанический сад Тбилиси оказался не таким живописным, как в Батуми (я там была несколько лет назад), но гораздо больше и разнообразнее, чем в Белграде.

Я хотела найти сад роз, отмеченный на карте, для чего пришлось свернуть с асфальтированной дорожки и уйти на тропу, на которой мы неожиданно встретили змею. Мы заметили ее на почтительном расстоянии, остановились. И, к счастью, она сама уползла. А розы так и не нашли. Предположили, что они уже отцвели.

Но мы обнаружили полянку лаванды — устроили мне небольшую фотосессию, так что не зря свернули в сторону. На самом деле, я давно хотела съездить на лавандовые поля. Они, например, есть недалеко от Белграда, но добираться туда без машины долго и сложно, поэтому до сих пор там не побывала.

Кипарисовая аллея

Дальше — кипарисовая аллея (плотно стоящие высокие деревья с почти вертикальной кроной). Красота (и тенек)!

Ещё немного - и мы оказались у водопада. За водопадом - прогулка вдоль речки; через речку по подвесному мосту; опять через речку, но уже вброд; и привал с перекусом.

Сначала мы оказались на удобной природной скамейке — поваленном дереве, но долго мы там не оставались. К нам прибежали игравшие неподалеку котята и стали забираться на колени, пытаться забрать еду из наших рук, просились погладить... Мы хотели спокойно поесть, поэтому пришлось уйти в другое место: на менее удобную природную скамейку — каменный выступ.

После ботанического сада небольшая прогулка по центру — по узким холмистым улочкам мимо красивых зданий.

День три

Пообедали в одном из рекомендованных нам кафе и отправились на фуникулер номер 2. Он стоил примерно 20 лари (это почти 7 евро) в одну сторону и вел в парк аттракционов Мтацминда (Mtatsminda).

Мы прогуливались по парку, наслаждались красивыми видами с горы, ели фруктовый лед, рассматривали причудливые постройки и пытались попасть под поливалку для травы, чтобы слегка охладиться. Карты (maps.me, не таро) сказали мне, что с одной из обзорных площадок, возможно, был виден вулкан Казбек.

День четыре

Утром была небольшая прогулка с приятелями. А в обед — уже сами решили попробовать что-то новенькое. Заказали пхали (закуска из орехов и овощей), харчо (уверена, вы слышали об этом супе) и все-таки снова хинкали.

Дальше мы поехали на прогулку в спальные районы, там глянули на местный офис нашего работодателя.

Вечером же я встретилась с коллегами. Познакомилась в живую с людьми, с которыми работаю уже больше двух лет. Время провели хорошо. От кафе — получили небольшой подарок в виде вдохновляющих цитат.

Обратно я шла по прекрасному проспекту Шота Руставели и снова наслаждалась его архитектурой. Уже в свете фонарей.

День пять

Третий фуникулер. Он тоже находится в городе и оплачивается по карте для общественного транспорта. Ведет к Черепашьему озеру. Я прочитала в интернете, что там можно купаться, но было прохладно, никого в воде не было — и мы, не останавливаясь, пошли на небольшой хайкинг на обзорную площадку. Поднялись над озером и на заботливо поставленных скамейках снова полюбовались видом на город.

Когда снова приблизились к фуникулеру, нас ждал неожиданный поворот — нас не пустили, похоже, из-за того, что начался сильный ветер. Поэтому пришлось спускаться пешком. Это заняло мин 40 — что гораздо дольше, чем показывали карты, предлагавшие нам бесстрашно идти по резкому спуску сквозь кусты и лес. Мы шли вдоль дороги и поэтому хайкинг получился дольше, чем мы планировали. Но было все равно замечательно.

Дальше — впечатляющий своей монументальностью и местами неухоженностью парк. На самом верху стоит Памятник Победы. От него начинается каскад, стремительно спускающийся к подножью — основной части Ваке парка (Vake park). Мы двигались по лестнице вдоль каскада и представляли себе водопад — это место выглядит так, как будто там совершенно точно должна быть вода. Но, судя по всему, когда-то там начали и не закончили ремонт.

Нижняя же часть парка очень ухоженная и красивая. Есть работающие фонтаны и чистые красные дорожки.

Затем начался дождь. К его началу, к счастью, мы оказались в гостинице. А вечером мы отправились в атмосферное кафе в винтажном стиле. Оно мне очень понравилось, когда была в Тбилиси несколько лет назад. В кафе было в наличии миндальное молоко, так что я с радостью заказала капучино. Также мы попробовали десерт пеламуши — это густой кисель из виноградного сока и муки — просто и вкусно.

День шесть

Мы приехали к памятнику Летопись Грузии. Это величественное сооружение, представляющее собой 16 колонн высотой 30–35 метров. На колоннах изображены цари, царицы, герои Грузии, а также сюжеты из жизни Христа. Памятник был создан во второй половине 20 века архитектором Зурабом Церетели. С территории Летописи открывается прекрасный вид на Тбилисское море. Там, как и на Черепашьем озере можно купаться, но было прохладно и очень ветрено, так что мне там не удалось поплавать. Кстати, Тбилисское море, на самом деле, водохранилище — что напоминает ситуацию с морем в Минске (примерно в 10 км от Минска есть Заславское водохранилище — Минское море).

Дальше мы отправились к величественному собору Святой Троицы. Он находится на возвышении - оттуда открываются прекрасные виды. Так как в Грузинской православной церкви надо носить платок и длинную юбку, я сначала отказалась зайти внутрь. Но потом я узнала, что там есть "юбки" для туристов, достала свой платок, часто лежащий в рюкзаке на всякий случай (обычно случай — значит, что я замерзла) и все-таки решилась.

Вид с площадки перед Собором

Ночью у нас самолет, так что следующие пункты программы — это супермаркет, отдых, сборы.

После выполнения обязательных пунктов осталось время на прощальную вечернюю прогулку по центру. По дороге мы зашли в большой магазин сувениров (Meidan Bazar). И там действительно оказались памятные вещицы на любой вкус. Я хотела выбрать себе открытку с картиной местного художника, но мне ничего не понравилось. Поэтому повезу только впечатления, лепешки и соус ткемали.

Завершение

Завершилась моя вторая поездка в Тбилиси.

В этот раз было гораздо больше времени на столицу – этого мне не хватило несколько лет назад. Мне удалось неспешно насладиться городом, а также побывать там, где несколько лет назад не успела.

В городе довольно много красивых и ухоженных зданий, но если пройти чуть в сторону от туристических улиц, то можно увидеть большое количество зданий с полуразрушенными фасадами, много сплетений темных проводов на фоне неба.

При этом общественный транспорт ходит как будто с приемлемой частотой, имеет кондиционеры и не звенит отваливающимися частями (как некоторые троллейбусы в Белграде) — но замечу, что по отдаленным районам мы не ездили, возможно, там другая ситуация.

Понравилось, что в центре довольно много надписей на русском языке, так что даже если не знаешь английский — не пропадешь.

Для меня Грузия — это про действительно вкусную еду и великолепную природу. А Тбилиси — ещё и про замечательную архитектуру.

Поэтому, как турист, я все ещё люблю Грузию и очень рада, что получилось побывать там снова.