Заметки о Сербии

Про переезд

Вид с горы Каблар

Вы тоже слышали про стадии адаптации к новой стране при переезде? Это называется синдром эмигранта. И начинается он с т.н. эйфории, или медового месяца. Но если ты переезжаешь, потому что "так надо", то у тебя есть все шансы миновать первых две стадиии (эйфорию и туристическую) и вместе с самолетом приземлиться в ориентационную и депрессивную. Да и вообще переживать, скорее стадии горя из-за потери свой доведенной почти до идеала жизни в предыдущем месте.


Белград принял меня одновременно и хорошо, и плохо. В первый же день я выполнила почти весь план по минимальному обустройству, познакомилась лично с коллегами и замечательно посидела с ними в кафе, обнаружила тараканов в гостинице и не смогла там спать.
Меня согласились приютить знакомые, и я уехала к ним.
С второго по шестой день я посвящала все свободное время поиску жилья.
Договориться о просмотре оказалось непросто - не со всеми удавалось связываться через мессенджеры/по телефону, да и по-английски говорили не все, а по-сербски я не могла понять. В итоге удалось съездить в 4 жилья в разных районах.
На шестой день я нашла постоянное жилье, подписала договор аренды и зарегистировалась на длительный срок. 
На седьмой день я переезжала.
На восьмой сходила в банк и запросила открытие местного счета. 
На девятый день был дождь, и поэтому мой план прогулки провалился, но зато я наконец спокойно выспалась и дочитала книгу.


Все это время меня поддерживало то, что я постоянно с кем-то переписывалась или созванивалась.Также меня приятно впечатлили сербская доброжелательность и стремление помочь. Никакой враждебности со стороны местных жителей я не встретила! Уверена, что так было бы не в любой стране.


Отдельной трудностью стала необходимость освоить новые инструменты на работе, продолжение обучения по автоматизации тестирования и оформление документов. К счастью, я переезжала по работе, поэтому не пришлось самостоятельно разбираться, куда идти, какие документы нести и где их переводить. Но процесс был построен неоптимально, поэтому приходилось заниматься документами в отдельную смену и потом отрабатывать. В итоге, мне удалось договориться, чтобы мне дали рабочее время, когда я могу заниматься необходимыми вопросами, но это было очень сложно и к тому моменту я уже очень устала.


Примерно через месяц-полтора, когда стало немного легче, я стала искать возможность ходить на занятия по интересам. Например, присоединилась к йоге в парке, начала бывать на встречах коллег по пятницам - все на русском языке.


Чуть больше полугода я переживала негодование, гнев, сожаление, отчаяние. Постоянно хотелось жаловаться, так что, в основном в компаниях, старалась молчать. 


К новому году я поняла, что стало легче, научилась замечать плюсы.


Например, в Белграде много солнечных дней, осень довольно теплая, несложный для понимания язык, радушные и открытые люди.


Про Белград и страну

Земун


Иногда мне кажется, что Белград - это Петербург из параллельной реальности. Здесь есть потенциал, но конфликты в девяностых как будто замедлили время в городе, да и во всей стране.


Как вы знаете, Белград - это столица Сербии. На местном языке он называется Београд и переводится как белый город. После Октябрьской революции в Королевство Югославия мигрировало много русских, в том числе, были и архитекторы. Благодаря этому, в центре Белграда есть здания, спроектированные русскими и выглядящие очень знакомо, но в большинстве - совершенно неухоженно (из плюсов, конечно, это здорово помогает развивать воображение).


Город уютный, зеленый и расслабленный, но в то же время грязный, неудобный и много где запущенный.


Например, метро здесь обещали построить ещё в 20 веке. Однако единственное, что сделали - городская сеть электричек, которые ходят далеко не раз в 2-10 минут. При этом по размерам Белград сравним с Минском. Белград 360 кв. км, Минск - 348,8 кв. км. В Минске 3 ветки метро и 33 станции.


Но давайте о достопримечательностях. 


Первые 5 примечательных мест, которые я посетила были:
Башня Гардош в Земуне. Земун - это район белграда, который был отдельным городом до 1934 года. C обзорной площадки башни Гардош открывается прекрасный вид на город и реку Дунай. В первый раз я поднималась к башне по лестнице, рядом с которой - жилые дома, из-за заборов которых видны верхушки ярких крупных роз. Почувствовала себя почему-то как в сказке Снежная Королева, главные герои там выращивали розы в саду. (Хотя, полагаю, место действия в сказке скорее Дания, чем Сербия).

Ул. Князя Михаила

Улица Князя Михаила и площадь Республики - самый центр, и здесь фасады, к счастью, отреставрированны. Выглядит она очень красиво и практически всегда оживленная. Там находятся магазины, культурные центры, много кафе и ресторанов. А место "у коня" - то есть у памятника Князю Михаилу на площади Республики - является популярной точкой для встреч. Рядом расположена гостиница Москва, яркие зеленые вставки и большая надпись Москва не дадут пропустить это здание в стиле модерн. Гостиница построена в 1907 году русским архитектором для страхового общества.

Белградская крепость

Белградская крепость - живописный памятник истории и культуры. До того момента я, например, ни разу не видела такую отреставрированную и большую крепость как в Белграде. Для меня в прошлома году она была как сказочный замок, воплощенный в реальность. Из примечательного - в крепости есть обзорная площадка с красивым видом на слияние рек Сава и Дунай.


Парк Ташмайдан и сквер Кирилла и Мефодия - две приятных обустроенных зеленых зоны относительно недалеко от центра. Интересно, что изначанально в сербском языке использовалась кириллица. Однако сейчас кириллица лишь официальное письмо, чаще используется латиница.

Башня Генекс


Башня Генекс и Новый Белград - 35-этажные западные ворота Белграда (башня Генекс) как бы издалека намекают, что вы приближаетесь к суровому району в стиле брутализм. И правда, здесь, как и везде, похоже, не особенно следили за поддержанием внешнего вида. Учитывая саму брутальность архитектуры, маленькое количество людей на улицах, большое количество графитти, ассоциации с постапокалипсисом кажется вполне логичной.
Нац. парк Тара


Что впечатляет в Сербии больше всего, так это природа. Есть прекрасные национальные парки, напр, Тара, Джердап, Фрушка гора. Во всех них есть места, где можно полюбоваться умопомрачительными видами рек или озер. Везде можно вдоволь нагуляться и провести больше одного дня. Если соберетесь в Сербию, очень советую выехать за пределы Белграда. Если не хотите в парки, то хотя бы в уютный городок Нови Сад или Суботицу. Там можно полюбоваться красивой архитектурой.


Про еду



Национальная еда в Сербии - это мясо с мясом и жирное жареное, но не всегда. 

В связи с моим не благосклонным отношением к жирному и жареному, я так и не попробовала чевапы (жареные колбаски с луком и специями) и некоторые другие блюда.
 
Также, к моему сильнейшему огорчению, всё мучное здесь тоже готовится с излишним количеством масла и не очень аккуратно (никого не волнует, если пицца сильно пригорела - её все равно будут продавать!). Найти вкуснейшую сосиску в тесте (как в Петербургских пекарнях) или нежирную запеченую булочку не получится.

И все же я чем-то здесь питаюсь) А именно, в супермаркете у дома (в Лидле) обнаружилось большое разнообразие овощей - даже зимой. Больше всего меня впечатлили гигантские картошка и белая редиска. 

Ещё я открыла для себя новые вкусы - фенхель, корень сельдерея (не порошкообразный), каштаны. Вспомнила кольраби. Уверена, что все это можно найти и в Петербурге, но раньше рядом с домом супермаркета с таким широким ассортиментом (и нормальными ценами) не было. 

Увидела интересные бутерброды - из разрезанной пополам плоской лепешки (в диаметре  - намного больше бургера) и котлетой с овощами внутри. Причем, в качестве овощей часто предлагается квашеная капуста и похожая на корейскую морковка.

Также полакомилась одним из видов популярных местных блюд - мясом с мясом:) В моем случае это было куриное филе, завернутое в бекон.

Хм, а знаете, здесь есть интересные салаты. Один из них называется Сербский (srpska salata), и состоит из огурцов, помидоров, лука и острого перца. Убираем перец - и вуаля! тот самый знаменитый салат из огурцов и помидоров. Также в одном кафе предложили греческий салат, который оказался без сыра (хорошо, что официантка нас заранее предупредила). Догадайтесь, куда делся сыр? Правильно, в другой салат! "Имя" салата - шопский. И состоит он из опять же:) огурцов, помидоров, лука... В дополнение к которым идут болгарский перец, петрушка, оливки и... сыр, напр., фета.

Неожиданно узнала, что курица может стоить ненамного дешевле говядины и почти столько же, сколько свинина.

Стандартный набор, который я беру в кафе - курица и овощи на гриле. Блюдо довольно диетическое и вкусное, но пережаривать не стесняются.

Также меня ждало несколько неожиданностей, напр, селёдка без кожи оказалась больше похожа на шпроты, а не на нашу селедку.

Ну и плескавица - плоская котлета, которую часто кладут в булку. Также добавляют к ней овощи и начинки. Она мне нравится, но однажды я торопилась и купила в магазине Гурманскую котлету вместо обычной. Приготовила - и оказалось, что она очень острая.



Рассказывать ещё можно очень и очень долго. Если будет желание, то поделюсь несколькими историями из Сербии. А пока - пойду учиться, чтобы приносить больше пользы на работе, зарабатывать больше денег и иметь, в том числе, возможность писать больше историй о путешествиях.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Весенняя Англия. Часть 1

Весенняя Англия. Часть 2