Лаппеэнранта, Финляндия

 «Сегодня у нас будет совмещённый тур: кто хочет, высадится в Иматре, кто хочет – в Лаппеэнранте. Кто не хочет, вообще никуда не едет» - примерно так сказала пухленькая и очень подвижная гид Ольга. Кстати, человек, который передумал, нашёлся. Он забыл взять страховку и подошёл уточнить, можно ли поехать завтра.
     Ближе к границе появляются скалистые холмы. Меня каждый раз удивляют эти огромные булыжники, лежащие друг на друге. На вершине таких горок обычно тонкий слой земли и на нём растут деревья.
     После границы мы проехали мимо озера и небольшого каньона. Ближе к лету будет шоу пускания воды. Если вы хотите увидеть в неурочное время как открываются шлюзы дамбы и поток воды заполняет устье высохшей речки, то вам нужно заплатить 3000 евро. И вуаля! желание исполнено.
     Затем мы остановились у отеля, напоминающего замок из доброй сказки. Оказалось, что мы уже в Иматре. Нам рассказали ещё одну историю – про единственный в мире памятник самоубийцам, который находится неподалеку. Если бы мы к нему подошли, то увидели бы русалку, сидящую на камнях. Построили его не просто так. Когда Финляндия входила в состав Российской империи и добраться туда было легко, вне зависимости от страны, где ты жил (а), можно было купить билет до Петербурга и оттуда в Иматру.
     А началось всё, как обычно, с одного непримечательного случая, с совершенно неудивительной истории о курортном романе русской и местного финна. Она влюбилась, бросила своего русского мужа, приехала к финну, а его, оказалось, в жизни итак всё устраивало, и бросать свою жену он не собирался ради заезжей русской. Женщина не могла вернуться домой, да и здесь ей были не рады. Единственный выход из ситуации, который она нашла, - самоубийство. Как и большинство самоубийц (не личное наблюдение, а всего лишь психология), она оставила записку. Посыл был следующий: мое тело умрет, но душа останется здесь; я буду летать по округе и следить, чтобы больше ни с кем не случилось такое несчастье. Говорят, что до сих пор в этом сказочном отеле-замке летает привидение этой дамы.
Автобус высадил всех, кто пожелал, и мы отправились в пункт моего назначения – Лапеэнранту. Этот город находится на берегу озера Сайма. Живет в нем около 72 тысяч человек. Есть остатки каменной крепости, как дань прошлому, и несколько современных торговых центров, как дань настоящему. Когда мы прибыли на место, карты нам не раздали, однако сказали, где искать туристический информационный центр (в таких местах обычно размещаются бесплатные материалы для туристов).
      За пять минут я составила маршрут – меня всегда выручают скачанные заранее оффлайн карты.

      Вначале я отправилась в Крепость и близлежайший парк. Солнце, ярко-зеленая трава, сосны, березы, мощёные и грунтовые дорожки – всё как я люблю. Обошла вокруг замка, прогулялась по улочке с деревянными домиками а-ля старый город, вышла на обзорную площадку – и у меня захватило дух. Невысокие многоэтажки, частные домики – и, главное,  - яхты, катера, зелень и вода. Потом я гуляла по набережной мимо стоянок водного транспорта, причала, домика местной пограничной службы… Затем обнаружила, что можно забраться наверх крепостной стены уже с другой стороны – и вообразив себя, как в детстве, царицей горы, полезла на вершину. Как же там здорово! Затем я вернулась на набережную и, миновав небольшой парк Рантапуисто, отправилась на поиски парка большего размера, который, судя по карте, располагался возле стадиона. Мне нужно было пройти по совсем нетуристическим улочкам, одна из которых была усеяна очень милыми частными домиками. Мне там так понравилось! Хорошо, что в Финляндии нет закона, запрещающего фотографировать частную собственность… До стадиона я дошла, но рядом обнаружила лишь бурелом и никаких дорожек к соснам и березам. К тому моменту я уже устала и решила выдвигаться обратно в сторону тех торговых центров, возле которых нас высадили.


     По дороге увидела современную водонапорную башню, а также совершенно случайно наткнулась на парк с постмодернистскими скульптурами и необычными лавочками, часть которых напоминала лежаки на пляже, а часть была сделана в виде вертикально стоящих колец. Что касается скульптур, то больше всего впечатлил скелет сидящего человека с головой птицы. Этот «птеродактиль» держит в руках книгу… Интересно, что хотел сказать автор? Лично у меня скульптура ассоциируется с тем, что может случиться, если много читать и мало есть.
    Пообедать я решила в Хесбургере (финский Макдональдс). Это одно из самых дешёвых мест в Финляндии. Ещё в прошлый приезд в эту страну у меня была мысль попробовать Тортилью, то есть лаваш с мясной и овощной начинкой и, как оказалось, кучей острых специй. Заказывала я на английском, но слово Tortilla получилось с испанским акцентом, что меня приятно удивило. И, кстати, в районе этого кафе можно словить бесплатный вай-фай отеля Solo Sokos (финская сеть). Когда мне принесли тортилью, я набирала сообщение и решила не отвлекаться от этого занятия, чтобы достать свое блюдо, заботливо спрятанное в специальную коробочку. Зря я так сделала, потому что из-за невнимательности случайно пролила чай и на поднос, и на одежду, и на стол.
     В определённый момент мне потребовалось доставать тортилью из второй половины коробочки. В этот раз от телефона я оторвалась, но сие действие не помогло. Половина оставшейся начинки вывалилась на поднос…
    После получасового наслаждения наличием интернета и поедания сытного остренького обеда я отправилась в супермаркет. Купила себе немного еды с собой и пошла в книжный магазин. В основном, что неудивительно, книги там были на финском. И это меня ничуть не смутило, хоть местного языка я не знаю.
    Дальше пробежалась по магазинчику для дома: там была посуда, скатерти, разные предметы для декора – почему-то мне очень нравится как в Финляндии оформляют такие места. Я просто гуляю и получаю эстетическое удовольствие.


     Вот уже пора бежать на автобус до Санкт-Петербурга. Быстро проверяю новые сообщения, выключаю вай-фай и врезаюсь в прозрачные стены, слышу сзади негромкое хи-хи и понимаю, что я оказалась на полтора метра правее выхода. Делаю два шага в сторону и автоматические двери не открываются: сбоку, видимо, не работает датчик движения. Миллисекунды я размышляю, что делать. И, благодаря подходящему с другой стороны мужчине, двери разъезжаются наконец в разные стороны!
     Когда я подошла к нужной остановке, я увидела линейку людей, выстроившихся вдоль стеночки на узком тротуаре. Некоторые лица показались знакомыми. Значит успела на автобус обратно. Поехали.
     Раньше мне нравилось быть в дороге, потому что можно было ни о чем не думать, забыть о делах и проблемах, мечтать о всякой ерунде и о важных вещах. Однако совсем недавно (может, пару месяцев назад) я поняла, что хочу с пользой проводить каждую минуту своей жизни. Я не имею в виду работать или учиться на курсах, я имею в виду смотреть вокруг, относиться к каждому событию осознанно, извлекать уроки из происходящего и делать то, что я считаю важным для себя и для других.


     Так я размышляла и смотрела в окна. Мы ехали по городу, затем по лесу, дальше, похоже, была какая-то деревушка. И я поняла, что Финляндия мне напоминает Беларусь своей чистотой и аккуратностью. Все домики и домищи ухоженные, они не вызывают эстетического отвращения и очень редко можно встретить откровенно разваливающуюся собственность. Порядок в мыслях и гармония в душе, на мой взгляд, отражается на всех сферах жизни, в том числе и на жилье. Так что, судя по всему, у финнов с всё хорошо. Поэтому искусству «сису» (счастье по-фински) стоит поучиться.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Заметки о Сербии

Весенняя Англия. Часть 1

Весенняя Англия. Часть 2